Чем быстрее проходит развитие речи у детей, тем выше их успехи во всех сферах деятельности. Они лучше воспринимают окружающий мир, быстрее и понятнее выражают свои эмоции, желания, мысли. Лучше развиваются познавательные процессы – мышление, память, внимание.
Однако статистика показывает, что в последнее время развитие речи детей дошкольного возраста снижается, требует вмешательства профильных специалистов. Наблюдаются такие нарушения речи:
- нечеткость, невнятность произношения;
- перестановка слогов или отдельных букв местами.
Это затрудняет процесс понимания, что хочет ребенок. В дошкольном возрасте проще исправлять нарушения, корректировать развитие малыша. Поэтому следует незамедлительно обратиться к специалисту, если заметили, что ребенку трудно разговаривать, или произношение неправильное.
Понятие «развитие речи»: почему ей нужно заниматься?
В широком понимании развитие связной речи у детей представляет целый комплекс методов, методик и этапов, необходимых для овладения как устной, так и грамотной письменной речью.
Многие нарушения связаны с неактивностью речевых центров, что спровоцировано в большинстве случаев врожденными патологиями. Кроме этого многие современные родители не уделяют детям должного внимания, поскольку тратят много сил и времени на зарабатывание денег. Чтобы скорректировать речевые навыки, лучше в раннем возрасте проконсультироваться со специалистами, не затягивая.
Психологи, логопеды, дефектологи выделяют ряд факторов, которые в разной степени влияют на развитие речи у детей. Необходимо ознакомиться со всеми, поскольку каждый ребенок индивидуален.
Анатомические особенности
Оценить данный параметр могут стоматолог, невролог, детский логопед и прочие специалисты. Речевой аппарат должен иметь правильное строение, от этого зависят особенности его функционирования. Это гортань, неба, язык, голосовые складки. Правильность их строения и расположения влияет на дыхание. Поэтому в первый год жизни нужно внимательно следить за малышом.
Наиболее распространенный пример – укороченная уздечка, из-за которой язык не может свободно перемещаться в ротовой полости, его движения неполноценны. все это портит звукопроизношение.
Физиологические особенности
В первую очередь это касается пальцев рук. Поскольку основная методика развития речи детей строится на проработке детских ручек. Поэтому педагогами и врачами разработано много занятий, пальчиковых игр, гимнастик.
Развивать тактильные ощущения малыша можно в домашних условиях – давать ему перебирать крупы или предметы разных размеров, форм.
Эмоциональная составляющая
В первую очередь оценивают связь с родителями. Если есть возможность общаться с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, другими близкими родственниками – это дополнительный плюс для ребенка. Поскольку от количества общения зависит, сколько понадобиться времени, чтобы ребенок включился в диалог.
Социальный компонент
Здесь развитие речи детей напрямую связано с окружением. Каждый малыш проходит ряд этапов, прежде чем научиться говорить правильно:
- на первой стадии ребенок только криком показывает, что чем-то недоволен или испытывает физический дискомфорт;
- затем малыш тянет ручки ко взрослому, поскольку узнает лица родных, улыбается при фиксации взгляда.
В этот период важно общаться с малышом, давая своим реакция разный окрас. Больше вероятность нарушений у детей, чьи родители сами не обладают выразительной, правильной речью.
Проще говоря, если мама или папа картавят, то вероятнее всего их дети также будут подражать им в произношении. Поэтому консультация по развитию речи детей и дальнейшая коррекция в некоторых случаях может пригодиться и взрослому тоже. Если работать с ними параллельно, получится быстрее нормализовать звукопроизношение малыша.
Развитие речи детей: чем помогут специалисты?
Чтобы поставить произношение у ребенка, мало повторять упражнения и скороговорки. Важно делать это правильно. Каждый прием имеет свою технику, прочие особенности. Чтобы не навредить, а помочь своему малышу, лучше обратиться к профильным специалистам.
На сегодняшний день разработано немало словесных, наглядных, игровых приемов, позволяющих скорректировать и ускорить развитие речи детей дошкольного возраста. Наиболее популярны словесные, к которым относятся:
- Повторное проговаривание звуков, отдельных слов или фраз. Один речевой элемент ребенок должен многократно, преднамеренно повторять. Нельзя делать это принудительно. Тогда повторение будет носить механический характер. Поэтому специалисты предлагают своим маленьким пациентам упражнения в контексте увлекательной игровой деятельности.
- Объяснение определенных явлений или способов действия. Здесь взрослый поясняет значение слов, правил, как играть, наблюдать, обследовать и описывать предметы.
- Указания бывают дисциплинирующие, обучающие или организационные. Это объяснение ребенку вариантов действий, чтобы добиться успеха.
- Оценка результатов предполагает регулярный анализ развития связной речи у детей. Оценивая, взрослый не только констатирует факты, но и подсказывает, как исправить недочеты. Здесь учитываются возрастные, индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Вопросы должны выражать главную мысль, быть целенаправленными, понятными. Словесное обращение к малышу требует осмысления и ответа. Чтобы ребенок понял вопрос, необходимо правильно ставить логическое ударение, акцентировать внимание на словах, которые отвечают за смысловую нагрузку в предложении.
Не менее действенны наглядные и игровые приемы развития речи детей. Это демонстрация иллюстраций, обучение звукопроизношению через объяснение, как должны располагаться артикуляционные органы.
Игровые приемы направлены на развитие интереса к совместной и самостоятельной деятельности, увеличение мотивов речи, обеспечение благоприятного эмоционального фона в процессе обучения. Это повышает результативность занятий, детскую активность и заинтересованность.
Рекомендации родителям по развитию речи у детей
Как говорилось ранее, начинать коррекцию стоит с дошкольного возраста. Чем раньше – тем лучше. И главная роль в развитии речи детей принадлежит родителям. Специалисты дают рекомендации мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам, которые помогут избежать проблем со звукопроизношением, быстро провести коррекцию при выявлении нарушений:
- Рассказывайте малышу с самого раннего возраста все, что происходит вокруг, акцентируйте внимание на каждой детали, любых мелочах.
- Читайте книги вслух, только подбирайте подходящую по возрасту и эмоциональному окрасу литературу.
- Старайтесь меньше использовать гаджетов, поскольку для развития связной речи детям необходимо слышать живое, естественное звукопроизношение.
- Чаще совершайте совместные прогулки. Это поможет малышу узнать много нового и интересного, расширить кругозор, а как следствие – словарный запас.
- Не секрет – что дети копируют своих родителей. Поэтому при общении с ними необходимо максимально спокойно, доступно возрасту и понятно доносить информацию, говорить при этом правильно, грамотно составляя предложения.
- Часто малыши не могут с первого раза расслышать, что сказала мама или папа. Не нужно злиться после просьбы повторить сказанное.
Все дела могут подождать, если заметили нарушения или сложности в развитии речи детей. Не допускать ошибок в своих высказываниях, уделять время и общаться с малышом – главная задача родителей. Все остальное по исправлению нарушений и постановке грамотной, четкой речи сделает профильный специалист. Поэтому не стесняйтесь обращаться к врачам или логопедам. Профессионалы способны в разы ускорить процесс обучения. Чем раньше будут выявлены проблемы, тем эффективнее и быстрее пройдет процесс коррекции.