?> Развитие речевого дыхания у детей - "Говори"
Хочу записаться

Развитие речевого дыхания у детей

Развивающий центр для детей Govori в Минске

Правильное речевое дыхание — залог верного произношения звуков, плавной и внятной речи. Если дыхание не развито, ребенку не хватает воздуха на целую фразу, поэтому он запинается, говорит тихо. По этой причине развитие речевого дыхания у ребенка надо начинать с самого раннего возраста. Это не только поможет правильно поставить звуки, но и избежать значительных проблем в будущем.

Как дыхание влияет на речь?

Как мы все учили в школе, звук — результат движения воздуха из лёгких. Поэтому очевидно, что важно вдыхать и выдыхать воздух правильно и рационально для того, чтобы речь была четкой и понятной.

Неразвитость дыхательной системы приводит к неверной интонации, паузам и другим ошибкам. Если у дошкольника присутствует недостаточное развитие дыхательного аппарата:

  • слабые вдох и выдох повлекут тихую и неразборчивую речь, а так как воздуха будет не хватать, ребенок или будет торопиться и произносить фразу скороговоркой или не договаривать, в лучшем случае конец фразы будет звучать тише;
  • если не получается распределить дыхание, то приходится сделать паузу, за которую он вполне способен забыть, о чем собирался сказать;
  • когда воздух выходит из лёгких с усилием, то звуки могут звучать неестественно, ребенок будет их искажать помимо своей воли.

Помочь справиться с такими проблемами может дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие речевого дыхания полезны для здоровья ребенка в целом, они помогают справиться с заболеваниями дыхательной системы, а также укрепить многие органы и системы организма.

Полностью овладеть своим голосом получится только тогда, когда человек научится верно распределять силы на дыхание: глубокий и короткий вдох с плавным и длинным выдохом. Выделяют два основных направления: обучение правильно расходовать воздух на выдохе и применение речевых инструментов (работа с отдельными звуками, стихи и прочее).

Бесплатная диагностика с логопедом
Педагог проверит, какие проблемы с речью есть у ребёнка, и предложит индивидуальный план занятий
Запишитесь на бесплатный пробный урок
Выберите удобное время. Сразу
после записи встреча появится в календаре ученика

Что такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это навык, требующий четкой координации дыхания, органов артикуляции и периферических органов слуха, контролируемых ЦНС, и является главной составляющей любого звука. Без дыхания не будет голоса, а без правильного речевого дыхания невозможно обеспечить плавную речь, сделать паузы в нужных местах, поменять интонацию, регулировать громкость своего голоса. Именно от него зависит красота, динамика и богатая эмоциональная окраска речи.

Это может показаться странным, но правильное речевое дыхание влияет не только на плавность чтения, но и на правописание. Такое отклонение объясняется тем, что дети чаще всего проговаривают то, что пишут, а при слабых легких им тяжело координировать несколько процессов, когда один из них затруднен. В итоге ребенок сбивается, страдает почерк, ему трудно контролировать себя, и он делает ошибки. Особенно явно это проявляется во время диктантов или сочинений. Проблемы с речевым дыханием легче всего отследить на примере детей, страдающих дислексией. Когда у них, в добавление к имеющимся проблемам, не развита дыхательная система, они не способны прочитать или написать четко и без запинки даже небольшую фразу.

Правильное речевое дыхание влияет на выносливость и усидчивость ребенка. Когда организму не хватает кислорода, он быстро устает и справиться с поставленными задачами ему становится тяжело. Плюс накладывается стресс, накапливаются негативные эмоции, падает защита организма, и ребенок начинает болеть

Выявить потребность в формировании речевого дыхания несложно:

  • при произнесении любой фразы голос постоянно прерывается, возникают паузы;
  • большинство слов ребенок пытается проговорить быстро на выдохе и на вдохе;
  • ребенок дышит поверхностно;
  • ритм дыхания сбивается при малейших физических усилиях или в ответ на изменение эмоционального состояния.

Специалисты предлагают провести небольшой тест: попросить ребенка надуть воздушный шарик. Если проблема в развитии легких – ребенок, а иногда даже подросток, не сможет это сделать. Дело все в том, что дети не набирают в легкие воздух и это вошло уже в привычку, а если набрано воздуха мало, то и выдохнуть его нормально не получается.

Разработано несколько методик, которые хорошо зарекомендовали себя на практике. Они направлены на развитие или восстановление (например, после болезни) способности дифференцировать выдох носом и ртом, на снятие напряжения с мышц, отвечающих за артикуляцию, и со всего тела, тренировку мышц дыхательной системы и в результате на общее оздоровление организма.

Чем отличается речевое дыхание от обычного?

Обычный физиологический процесс дыхания ритмичен, а глубина его определяется потребностью в кислороде. В процессе диафрагма играет основную движущую роль. Она сокращается, вытесняет органы в живот и позволяя лёгким наполниться воздухом на вдохе, а когда она расслабляется, то сжимая лёгкие вытесняет воздух и происходит выдох.

Образование голоса требует от органов дыхания более сложных физиологических процессов. Неречевое дыхание — это автоматический процесс, тогда как речевое дыхание произвольный. В процессе последнего выдох производится быстро и одномоментно, но глубже, чем в обычном процессе дыхания, а выдох может состоять из нескольких частей, которые будут меняться по своей силе. Важное значение имеет способность рационально расходовать воздух в процессе речи. Время выдоха искусственно удлиняется настолько, насколько это необходимо для непрерывного произнесения фразы с интонационными и логическими переходами. При этом необходимы особенные, специалистами называемые «речевыми» движения диафрагмы: она производит управляемые небольшие колебания, поддерживающие звукопроизношение. Этот процесс можно назвать внутренним речевым программированием организма.

Развитие дыхания для речи предусматривает выполнение комплекса упражнений. Наиболее эффективно, если такие уроки будет проводить логопед, а дома с ребенком все эти упражнения повторят родители. Эти упражнения не такие простые как кажется, ребенок может устать и у него может закружиться голова, поэтому проводить их нужно аккуратно, учитывая следующее:

  • проводить занятия в хорошо проветренном помещении, а ещё лучше на улице;
  • занятия должны быть короткими 3-5 минут;
  • не проводить уроки сразу после еды;
  • взрослый должен контролировать положение тела и правильность выполнения упражнения ребенком, помогать ему своим примером;
  • вдох производится активно через нос, а выдох медленно и равномерно через рот.

Ребенку проще будет понять вас, если будете использовать вспомогательные движения: зажать нос рукой, положить руку на диафрагму и так далее. Для того чтобы заинтересовать ребенка, придуманы игры на развитие речевого дыхания. Это поможет увлечь ребенка и даст возможность лучше понять поставленные задачи. Примерами таких игр могут выступать: «Нюхаем цветы», «Задуваем свечи», «Одуванчики», «Кораблики» и множество других. Можно даже играть с ребенком в футбол шариком от пинг-понга.

Большинство существующих упражнений не сложные и их можно выполнять «между делом». Какие-то стоит включить в утреннюю гимнастику или выделить другое время в течении дня, в любом случае они принесут ребенку пользу, даже если явных проблем с речью у него нет.

Похожие записи:

Запишись на бесплатное занятие в лучшую школу “Говори”!

Заполняя форму, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Viber +375 (44) 57-57-394