Такой естественный для нас процесс, как речь, далеко не всем даётся в детстве легко и для того, чтобы ребенка хорошо понимали в будущем, необходима артикуляционная гимнастика. Чистое и четкое произношение, это серьезная работа и даже, если у вашего ребенка нет заметных проблем, такие упражнения для детей в возрасте от двух до семи лет полезны и могут быть весьма увлекательной игрой.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика — перечень специальных упражнений, в которых задействованы не только язык, но и губы, щеки и нижняя челюсть для овладения своим речевым аппаратом в целях выработки правильного и четкого произношения отдельных звуков и слов. С первых дней после рождения ребенок самостоятельно делает множество попыток использовать мимику и артикуляцию для создания звуков, что чаще всего похоже на лепет или невнятное бормотание. В то же время, это первые естественные гимнастические упражнения. Сила и точность таких движений, скорость развития, определяется индивидуальными особенностями организма ребенка.
Упражнения артикуляционной гимнастики приводят к тому, что правильное произношение становится нормой и человек начинает автоматически говорить правильно. Комплекс упражнений включает как статические (неподвижное удержание органов речевого аппарата в правильном положении), так и динамические упражнения (развивающие координацию движений, их плавность и подвижность отдельных мышц и связок). Система движений органов артикуляции, в результате которого получается, что отдельный звук складывается из мельчайших артикуляционных движений отдельных органов, называемых «кинема». Именно ошибки в отдельных кинемах, неумение правильно их сочетать, вызывают неспособность создать отдельные звуки, для каждого из которых требуется чаще всего несколько кинем (губной, гортанной, носовой).
Кроме стандартных органов артикуляции (язык, губы, небо) человек вынужден использовать дыхательную систему (гортань, диафрагму, межреберные мышцы, которые воздействуют на движение воздуха в лёгких и бронхах). Таким образом, в речи используется множество мышц и органов лица, плечевого пояса и грудной клетки. Как можно заметить, формирование и коррекция произношения звуков, процесс достаточно сложный.
Чем помогает артикуляционная гимнастика?
Основной целью артикуляционной гимнастики является получение нужного положения органов артикуляции и полноценного движения всех участвующих в процессе мышц. Если вашему ребенку необходимо освоить произношение отдельных звуков, то логопедические упражнения для речи ребенок может выполнять под руководством своих родителей. Но при этом, необходимо избегать желания форсировать события, выполнять упражнения соответственно возрасту и строго в соответствии с правилами. В противном случае, легко навредить речевому аппарату. В отдельных детских садах присутствуют специалисты, в обязанности которых входит подобная работа с детьми по корректировке звукопроизношения и постановке правильной артикуляции. В таком случае родителям надо будет заниматься только закреплением результатов.
Возможности каждого ребенка индивидуальны, поэтому комплекс упражнений стоит подбирать после консультации по артикуляционной гимнастике с профессиональным логопедом, которого стоит посетить в 1,5-2 года. Такого специалиста, кроме лечебных заведений, часто можно найти в детских дошкольных заведениях. Логопед сможет сделать заключение о наличии отклонений от нормы и предложит предпочтительный комплекс упражнений.
Как проводится артикуляционная гимнастика?
Главные принципы проведения артикуляционной гимнастики сводятся к следующему:
- делать ее необходимо регулярно, лучше несколько раз в день (3-4), но не более 2-3 упражнений до 3, максимум 5 минут;
- динамические упражнения повторяют от 5 до 7 раз, статические — 10-15 секунд каждое;
- организовать процесс лучше в форме игры начиная с простых заданий, постепенно усложняя задачи;
- каждый день вводить только одно новое упражнение, все остальные при этом должны даваться ребенку легко, при наличии проблем нужно отрабатывать то, что не получается и не ставить новых задач, но целесообразно искать или придумывать новые подходы для разрешения трудностей;
- все упражнения желательно выполнять сидя, когда ребенок спокоен и расслаблен, спину обязательно держать прямо;
- для контроля правильного выполнения упражнения целесообразно разместиться с ребенком перед большим зеркалом, так как в этом случае он сможет видеть взрослого, который будет показывать пример и сравнивать с тем, что получается у него самого или посадить ребенка напротив и дать ему небольшое зеркало, чтобы он мог видеть свое отражение;
- первыми лучше делать упражнения для губ.
Вначале взрослый должен рассказать, как делать упражнение, потом показать на собственном примере и только потом делает упражнение ребенок, а взрослый следит за правильностью его выполнения. Если у ребенка что-то не выходит, взрослый должен ему помочь, причем делать это нужно с творческим подходом, например, задание облизать верхнюю губу – намажьте ее чем-нибудь вкусным. Важно следить за плавностью и симметричностью выполняемых движений, достигать непринужденности. Обязательно подробно изучить инструкцию по выполнению, а также сочетать статические и динамические упражнения.
Кому нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика помогает множеству детей с речевыми дефектами научиться говорить четко и понятно. Иногда у ребенка речь может быть правильной, но вялой, иногда даже взрослый человек не понимает, что говорит не четко, не то, что ребенок, поэтому такая гимнастика в какой-то мере полезна любому человеку. Но особенно такая гимнастика необходима, когда присутствуют выраженные патологии:
- дислалия – отдельные артикуляционные движения не работают, выпадают отдельные звуки, они смешиваются с другими или ребенок заменяет их другими, причем все это при нормальном слухе;
- ринолалия – изменение тембра голоса в результате аномалий в развитии носа и глотки, которое чаще всего выражается в гнусавом произношении, в большинстве случаев требует оперативного вмешательства.
Во всех этих случаях необходима помощь профессионала, а такие упражнения, это замечательная предварительная подготовка перед занятиями с логопедом. Ребенка приходится учить осознанно делать определенные движения, которые направлены на укрепление мышц органов артикуляции, формирование привычек, которые обеспечивают автоматизм произношения «трудных» звуков, а кроме того, учат переключаться между задачами и упражнениями.