Одним из основных показателей уровня развития ребенка является его речь. Процесс изучения отдельных звуков, это последовательный процесс, так как не все звуки даются легко и сразу, и это нормально. Но если ребенок не может освоить отдельные звуки в старшем возрасте, это выступает показателем отклонений, называемых «нарушением звукопроизношения». Такое нарушение распространено достаточно широко и имеет несколько вариантов:
- дислалия, когда ребенок здоров, в частности не имеет нарушений слуха и патологий ЦНС;
- дислалия, когда у ребенка присутствует определенная степень тугоухости;
- дизартрия — у ребенка нет нарушений слухового аппарата, но выявлены органические нарушения в ЦНС.
При внимательном и серьезном отношении все отклонения в звукопроизношении можно выявить еще до школы. К сожалению, многие родители упускают ценное время, которое стоит уделить коррекции произношения звуков считая, что все исправится само собой.
Какие звуки дети произносят неправильно?
Каждый человек имеет свои особенности и для того, чтобы приблизительно дать понятие о темпах стандартного развития речи, специалисты предлагают ориентироваться на следующее:
- 2 года — а, о, у, э, ы, б, п, т, д, г, к, х;
- 3 года — и, в, ф, м, н;
- 4 года — с, з, ц;
- 5 лет — ж, ш, ч, щ;
- 6 лет — л, р.
Исходя из вышеприведенных данных, нужно обратить внимание, что не стоит переживать и торопить события, если в 4 года ребенку не даётся звук «р», но если её не выговаривает дошкольник — с этим необходимо работать.
Новорожденный ребенок произносит звуки непроизвольно, издавая гласные звуки, такие как «а», «у», «э» и некоторые другие. Согласные выходят случайно, так как ребенок лежит и не слишком уверенно может пользоваться языком. После полугода и до 10 месяцев у детей получается выговорить простейшие слоги «ма», «па», «та», «да» и «ба». До 2-3 лет постепенно увеличивается количество глухих и звонких согласных звуков, воспроизводимых осознанно. К 4-5 годам ребенок должен без труда справляться со свистящими и шипящими звуками, а если, например, вместо «з» получается что-то похожее на «дь», «ш» звучит как «с», а «ч» как «т», то стоит обратить внимание. Если замена происходит не во всех словах, то часто достаточно просто поправлять ребенка и он освоит навык самостоятельно, но если это система, то стоит обращаться к специалисту.
В 5-6 лет дети уже должны уверенно справляться с самыми сложными звуками «л» и особенно «р». Не стоит требовать правильного произношения таких звуков раньше, так как рычащий русский «р» может превратиться во французский гортанный аналог и переучить потом будет весьма не просто.
Причинами неправильного произношения могут быть отсутствие общения, неверное произношение окружающих ребенка взрослых, психологические проблемы, такие как чувство тревоги или если он сильно испугался в результате какого-то происшествия. Большой ошибкой взрослых является практика «сюсюкать», ребенок все понимает и запоминает эту речь как норму. Разумеется, намного серьезнее, когда причинами отклонений выступают физиологические отклонения органов речевого аппарата и слуха. Точно определить причину отклонений смогут только специалисты. И чем раньше вы найдете причину проблемы, тем быстрее и проще ее устранить. Тогда как надежда на самостоятельное разрешение приведут к устойчивым нарушениям звукопроизношения.
Какие звуки чаще всего нарушены у детей?
Разные причины звукопроизношения проявляют себя по-разному. Дислалия и дизартрия могут себя проявлять неправильным произношением звуков или их пропуском, но делает это немного по-разному. Дислалия у детей проявляет себя нарушениями в самых разных группах звуков — шипящих, свистящих и других сложных для произношения. Ребенок может:
- пропускать «неудобные» буквы;
- заменять их более простыми;
- искажать на манер иностранных языков.
Когда отклонения развиваются на фоне недостатков слуха, то основная проблема в том, что ребенку сложно отличить свистящие от шипящих, звонкие от глухих. При этом заметно снижение эмоциональной окраски речи и нарушения в дыхании. В этой ситуации отклонения носят более устойчивый характер и нужно существенно больше усилий на то, чтобы объяснить ребенку, как правильно произносить звуки.
Часто произношение звуков нарушено в результате неразвитости органов, отвечающих за речь: языка, губ и нижней челюсти. В качестве примера можно привести распространенный дефект речи — картавость: ребенок не пользуется кончиком языка, а выговаривает звук «р» за счёт вибрации язычка мягкого неба. А в некоторых случаях ребенок вообще пропускает букву «р».
Ещё одним тяжёлым звуком для плохо слышащих является «ш». Ребенок в принципе не слышит различий между «ш» и «с». Если нарушений в речи много: замена, искажения, пропуски, тогда исправлять сложнее всего. Плохой слух влечет подобные различия между другими шипящими и свистящими, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими звуками.
Когда неправильное произношение звуков связано с дефектами речевых органов, то отдельные группы звуков, с которыми будут проблемы, зависят от физиологии:
- утолщение или укорочение губ, стеснение их подвижности влекут проблемы в отличии произношения звонких «б» и «в» с их глухими парами «п» и «ф»;
- когда трудности вызывает строение челюстей, которое, к примеру, выражается в нарушении прикуса, влечет сложности со свистящими и шипящими звуками «с», «ц» и прочими;
- если присутствует неправильное строение челюстей, а особенно есть открытый прикус, то серьезная проблема будет со звуками «р» и «л»;
- укорочение уздечки языка ведёт к уменьшению подвижности основного органа речи, что не позволяет верно произнести множество звуков: «ж», «ш», «р», «т», «д», «с», «з», «ц», «ч»;
- искривление носовой перегородки, различные болезни, вызывающие трудности с дыханием носом, влекут за собой проблемы со звуками «м» и «н»
Нос и рот являются резонаторами, поэтому ограничение любого из вышеуказанных пространств будет вести к затруднениям в речи. В частности, если язык больше нормы или искажена его форма, то и артикуляция будет нарушена.
Опасность для правильного произношения кроется еще в раннем начале изучения иностранных языков. Стандарты произношения подобных звуков отличаются и будут вызывать у ребенка путаницу и смешение.
Как понять, что у ребенка дислалия?
Дислалия достаточно часто встречается у дошкольников. Она не влияет на умственное развитие, но вызывает проблемы в общении. Это может спровоцировать комплексы и изоляцию ребенка от социальной среды. Если не принять меры, то в процессе обучения все усугубится развитием дисграфии, падением успеваемости и серьезно скажется на развитии будущей личности. По этой причине работу по коррекции речевой дислалии необходимо начинать как можно раньше.
Понять наличие дислалии у ребенка можно по следующим признакам:
- пропуск отдельных звуков в словах;
- замена звуков на другие;
- искажение слов в результате невнятного произношения.
При этом ребенок осознанно применяет падежи, единственное и множественное число, у него нет проблем с пониманием того, что он говорит и какие именно слова использует.
Если у вас возникли сомнения, целесообразно обратиться к специалистам обучающего центра “Говори”. Чем раньше вы начнёте коррекцию, тем эффективнее будет результат.