?> Коррекция дислексии в Минске - "Говори"
Хочу записаться

Коррекция дислексии в Минске

Развивающий центр для детей Govori в Минске

Дислексия – это нарушение в развитии высших психических функций, которое вызывает трудности или даже неспособность овладеть навыками чтения. Часто сопровождается проблемами в освоении письменной речи – дисграфией. По статистике в 4,5 чаще встречается она у мальчиков. Существует достаточно большое количество форм такого расстройства, а это еще усугубляется психической природой расстройства, поэтому найти источник проблемы могут только профессионалы. Раннее выявление и грамотная коррекция дислексии с участием специалистов помогает исправить, а часто и полностью устранить проблему.

Что такое дислексия и как она проявляется?

Дислексия является результатом психического нарушения, которое формирует восприятие букв, как образов. Это проявляется систематичным повторением одних и тех же ошибок в процессе чтения: замена одних звуков на другие, перестановка их местами, чтение по буквам, непонимание, как делить слово на слоги, как связать слова в предложении и общее нарушение восприятия прочитанного.

Выявление дислексии для человека, не являющегося специалистом, непростая задача, особенно на начальных этапах. Но родителям стоит насторожиться, если у ребенка еще в самом маленьком возрасте будут отмечены следующие очевидные проблемы:

  •   отмечаются задержки в развитии речи, плохо дается усвоение новых слов;
  •   переставляет или подменяет звуки, делает пропуски там, где их нет, подменяет слова на похожие по звучанию;
  •   постоянно путает буквы, цифры, цвета;
  •   не понимает, как использовать рифму, что проявляется при пересказе детских стишков или в соответствующих играх;
  •   нарушено чувство ритма, что проявляется, в частности, в недостатках мелкой моторики;
  •   нежелание общаться с окружающими при отсутствии видимых оснований для этого.

Сильнее будут видны симптомы дислексии у младших школьников. У такого ребенка к перечисленным выше симптомам добавится:

  •   очевидно, низкая скорость чтения, по сравнению с одноклассниками;
  •   непонимание того, что он прочитал;
  •   прочитанный текст отличается от написанного;
  •   ребенок с трудом подбирает слова и часто делает это неправильно;
  •   не может выучить стих и таблицу умножения;
  •       отказывается читать вслух;
  •   ему трудно сконцентрировать внимание на конкретных задачах, отсутствие усидчивости и терпения.

Эти же симптомы указывают на дислексию у подростков и взрослых. Ко всему вышеперечисленному добавляются постоянные ошибки в орфографии, неверное произношение имён и подбор слов в предложении, непонимание шуток, неспособность делать выводы или кратко пересказать историю, неспособность запомнить новую информацию, что часто выражается в значительной проблеме изучения иностранных языков.

К причинам возникновения дислексии специалисты нашего центра относят несколько факторов, имеющих различную природу:

  •   биологические — связаны с повреждением головного мозга, что бывает связано с врождёнными патологиями, так и последующими токсическим, инфекционным или механическим поражением коры головного мозга. Кроме того, такой недостаток может передаваться по наследству;
  •   социальные — недостаток общения, отсутствие развития ребенка в раннем возрасте или наоборот слишком большая нагрузка с высокими требованиями к ребенку не соответствующие возрасту.

Важно понимать, что нельзя пускать все на самотек. Чем раньше будет выявлена проблема и начато лечение, тем выше вероятность того, что ребенок станет полноценным членом общества.

Как исправить дислексию?

Подходы к устранению дислексии в огромной мере будут определяться степенью выявленного нарушения и природой его возникновения. Коррекцией должны заниматься специалисты узкой направленности (логопед или дефектолог), но родители обязаны поддерживать сопутствующую терапию.

Разработан и результативно используется эффективный комплекс упражнений, который поможет ребенку справиться с имеющимися проблемами, развить логику и возможности к абстрактным рассуждениям, повысить уровень восприятия информации и способности к концентрации. К таким упражнениям относят артикуляционную гимнастику и разнообразные игры с включением мелкой моторики или на тренировку памяти.

Занятия по артикуляционной гимнастике начинают с дыхательных упражнений, после чего проводят упражнения по чёткому и быстрому произношению букв, слов, фраз, чистоговорок, поговорок и пословиц.

Есть несколько игр от самых простых до достаточно сложных. Для начала можно попробовать поработать с мячиком или любой небольшой надувной игрушкой: ребенок читает текст по слогам, на каждый слог сжимая игрушку, можно чередовать руки или делать это двумя руками одновременно. В качестве примера более сложной игры можно привести упражнение с непрозрачной коробкой или мешочком, в который помещают объемные пластиковые, картонные, вылепленные из глины или другого материала буквы: ребенок наощупь должен определить, что это за буква, после правильного ответа вспомнить, какие слова с ней он знает, а можно усложнить задачу и попросить его найти также наощупь буквы до полного слова. Систематическое вовлечение ребенка в такие игры поможет ему почувствовать себя уверенней, повысить технику и, как результат, качество чтения.

Но не стоит забывать, что без участия специалистов справиться с проблемой будет достаточно сложно, а в тяжелых случаях и невозможно. Именно специалист сможет подобрать нужный комплекс упражнений, подскажет оптимальную продолжительность занятий и назначит все необходимые процедуры для конкретной разновидности болезни.

Методы коррекции дислексии?

Занятия с логопедом по коррекции такого недостатка как дислексия, предполагает комплексный подход по всем выявленным проблемам как со здоровьем ребенка, так и с речевыми функциями. В традиционных подходах основное внимание концентрируется на коррекции конкретных дефектов, в частности, если проблема с буквами и слогами, то и работа ведется над выработкой четкого понимания фонематических процессов, то есть побуквенном и послоговом составе слов. Если выявлена проблема с пониманием прочитанных слов, фраз и всего текста в целом, то ведется работа над обогащением словарного запаса и изучением грамматики. В других случаях работают с памятью, логикой, тактильным восприятием и так далее.

Существует еще необычная методика Рональда Д. Дейвиса, который сам справился с такой проблемой ранее. Он не считает дислектиков людьми с отклонениями в развитии. Дейвис утверждает, что они обладают образным мышлением, несколько отличающимся от более распространенного вербального восприятия мира, что создает некоторый диссонанс и непонимание ими окружающих. Его методика помогает детям соединить образы с символами, помогает почувствовать себя спокойно и уверенно, научиться концентрироваться. Все это происходит за счет постепенных изменений в стиле мышления. Так как необходимость сосредотачивать внимание на деталях вызывает у дислектика стресс и головную боль, их учат расслабляться и учат особой технике восприятия окружающей действительности.

Какой специалист работает с дислексией?

Если начать работу с проблемой в дошкольном возрасте, то велики шансы, что к моменту поступления в школу ребенок догонит своих сверстников в развитии или хотя бы будет испытывать меньше трудностей. Принципиально важно пройти полную диагностику. Прежде всего, если родители выявили у своего ребенка признаки дислексии, то это серьезный повод как можно раньше обратиться к логопеду, психологу и неврологу. В результате обследования, ребенку будут рекомендованы занятия с логопедом и психологом не менее 5 часов в неделю.

Также стоит пройти ПМПК, это специализированная медкомиссия по выявлению у детей ограниченных возможностей по состоянию здоровья. Если ребенку будет поставлен диагноз ОВЗ, ему будет необходимо проходить обучение по адаптированной программе. В отдельных случаях допускается организовать обучение в домашних условиях. К таким детям применяется другая шкала оценки. Кроме того, существуют государственные и негосударственные центры психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи детям с подобными отклонениями, куда тоже стоит попытаться обратиться за помощью в случае необходимости.

Похожие записи:

Запишись на бесплатное занятие в лучшую школу “Говори”!

Заполняя форму, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Viber +375 (44) 57-57-394