Речевое воспитание в одних семьях происходит ненавязчиво, систематически – значит, таковы традиционные методы воспитания, передаваемые из поколения в поколение, или результат образования взрослых. Если эти факторы отсутствуют, можно обратиться к специалисту за консультацией по теме «Развитие речи ребёнка родителями».
Что влияет на развитие речи ребёнка
Чем ближе поступление в первый класс, тем чаще взрослых волнуют вопросы неправильного произношения, молчания, неумения разговаривать у дошколят. И они правы: обучение в школе уже в первые месяцы выявит последствия, как лакмусовая бумага. Неумение отвечать на вопросы, объяснять, рассказывать, понимать прочитанное отразится на успеваемости, а впоследствии отобьёт охоту учиться, скажется на самооценке, повлечёт за собой ряд других проблем. Чем раньше близкие поймут, что делают не так, тем быстрее смогут помочь.
Типичные речевые дефекты у дошкольников-будущих первоклассников:
- недостаточный словарный запас, неумение пользоваться выразительными средствами родного языка, риторическими фигурами;
- обилие сленга, клише;
- неспособность построить связный текст. Вместо него используется набор простых предложений без всякой логической последовательности;
- отсутствие умений объяснять, доказывать,обосновывать, правильно ставить вопросы, давать развёрнутые ответы;
- неумение пользоваться интонациями, регулировать беглость, плавность, громкость, темп, динамичность, напряжённость и другие характеристики.
Отсюда проблемы в общении со сверстниками, взрослыми, позже – с людьми противоположного пола, непонимание смысла прочитанного, процесса чтения, неграмотность.
Факторы, провоцирующие речевое отставание
Причины, тормозящие развитие связной речи у детей, на поверхности.
Основная – отсутствие живого общения с родителями, начиная с младенчества. Взрослые всегда заняты: работой, другими взрослыми, собой, делами. У них нет времени поговорить с сыном, спеть колыбельную дочери. А это самое главное условие появления говорения у малыша. Он слышит и узнаёт голос, присматривается к мимике, копирует движения речевого аппарата близкого человека. А если коммуникация отсутствует, то и копировать-то нечего.
Гиперопека также притормаживает появление активного говорения. Не следует бросаться выполнять детские просьбы, выраженные жестами. Пусть малыш учится говорить, звать, пусть попросит словами.
Замена живого общения мультфильмами, телевизором, работающим в фоновом режиме – ещё один негативный фактор. Среди последствий – неумение выстраивать диалог, нежелание говорить. Привыкание к готовому видеоматериалу тормозит появление образности мышления, фантазии. Опасны нарастающая зависимость от гаджетов, отсутствие интереса к чтению. Литературное произведение – пример грамотного построения текста, связи слов в предложении, сложном синтаксическом целом – смысловом блоке. Читая, слушая, дошкольник знакомится с мелодикой, художественными тропами, ритмикой родного языка, культурой, традициями народа. Трудно переоценить значение чтения для развития связной речи у детей.
Движение, пение, творчество стимулируют речевой центр мозга. Именно поэтому в детском саду они обязательны. Советы логопеда родителям: проводить занятия по стимуляции мелкой моторики, подвижные игры, массаж кистей рук ежедневно.
Немаловажен фактор времени. Если взрослые заметили отставание от нормы у малыша, стоит сразу же обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше начать коррекционную работу, тем скорее будут достигнуты положительные результаты.
Задержка речевого развития может быть спровоцирована серьёзными заболеваниями, стрессом, травмами. В таких случаях малышу требуется комплексная помощь целого ряда специалистов.
Речь родителей – образец для подражания
Успешное усвоение родного языка базируется на любознательности крохи, которое может быть удовлетворено только с помощью социального окружения, в первую очередь, мамы и папы. Правильная речь взрослых, насыщенная, точная, эмоциональная или спокойная – лучший источник для пополнения словарного запаса малыша. Если он отсутствует, рано или поздно понадобится консультация логопеда для родителей.
Как научиться правильно говорить с дошкольником:
- следите за тем, как, что, в каких ситуациях Вы произносите;
- с самого рождения разговаривайте с ребёнком, радуйтесь каждому новому достижению – звуку, слогу, слову, поощряйте их воспроизведение;
- называйте предметы окружающей действительности, прогуливаясь, рассматривая картинки, фотографии, играя;
- не играйте с дошкольником в сверстников, копируя его произношение. Наоборот, говорите правильно, произносите звуки чётко;
- побуждайте к разговору, активному участию в диалоге, внимательно слушайте монологи, проявляйте к ним интерес;
- не увиливайте от ответов на вопросы;
- читайте с малышом и малышу. Разными способами: оставляя возможность закончить предложение, пропуская знакомые слова, позже – по ролям. Рассказы, сказки, стихи, просто увлекательные истории;
- не кричите. В любом возрасте крик не воспринимается, вызывая лишь раздражение;
- быстрый темп утомляет малютку, так как труден для восприятия. Сбавляйте, если заметили это.
Бывает и так, что вроде бы и взрослые чисто говорят, и со сверстниками нет недостатка в общении, а маленький человек всё равно испытывает трудности. Советы логопеда тут следующие: обследуйте дошкольника у специалистов. Может выясниться, что причина — нарушение слуха, дефекты речевого аппарата, неврологическая или другая. Какой бы она ни была, чем раньше выявите, тем раньше начнётся коррекция, тем успешнее будет результат.
Как стимулировать развитие речи у детей
Родители – первые помощники своим детям в становлении, а затем совершенствовании речи: у них есть ресурс, которого нет ни у одного специалиста – время для общения. Не расходуйте его впустую! Если есть проблема, начните заниматься уже сейчас, продолжайте систематически, настойчиво, не останавливаясь при первых же достижениях. Вот несколько универсальных отправных точек. Хотя каждый случай индивидуален, каждый требует специально составленной программы.
Уберите соску, выключите телевизор, не общайтесь часами по телефону, не реагируйте на жесты, которые заменяют говорение. Малыш не заговорит, если не избавится от соски. Она способствует деформации речевого аппарата, мешает его работе. О роли фонового шума, гаджетов, жестов было сказано чуть выше.
Называйте то, что видите, на что младенец обращает внимание. На прогулке его заинтересовали растения – назовите их: веточка, листик, почка, цветок, ягодка, трава, иголка – она больно колется. Не коверкайте слова, но покажите радость, если кроха повторяет за вами, пусть нечётко или совсем искажая слово.
Учите играя. Есть множество упражнений, исправляющих дефекты артикуляции. Консультация логопеда для родителей в этом случае нужна, чтобы выбрать профессиональную литературу. Выполняя рекомендованные задания вместе с дошкольником, вы со временем заметите прогресс.
Стимулируйте мелкую моторику. Делайте массаж ладошек и пальчиков с помощью различных предметов. Собирайте ягоды-бусины на нитку, поиграйте в Золушку, сортируя крупу, бобовые, лепите из чего угодно, рисуйте пальчиками. Тысячи стимулирующих упражнений к вашим услугам! Только не ленитесь.
Пойте младенцу колыбельные. Пойте вместе с подросшим дошкольником. Стройность текстов, мелодичность, плавность стимулируют работу речевого аппарата, органов дыхания.
Слушайте. Если ребёнок пытается что-то рассказать, оставьте дела и послушайте. Это не займёт много времени. А если малыш артистичен, ему тем более нужен зритель.
Систематически используя эти простые приёмы, Вы достаточно скоро убедитесь: развитие связной речи ребёнка родителями может быть очень увлекательным!