?> Способности детей дошкольного возраста - "Говори"
Хочу записаться

Способности детей дошкольного возраста

Развивающий центр для детей Govori в Минске

Заинтересованность определенными направлениями деятельности и способности ребенка проявляются достаточно рано. Уже в 2-3 года можно заметить отдельные способности детей дошкольного возраста. Развить эти направления можно самостоятельно или обратиться за помощью к профессионалам. Важно подавить в себе желание навязать ребенку свои интересы и «переделать» его под свои чаяния, а также избежать одностороннего развития.

Что такое творческие способности детей?

Творческие способности детей можно определить, как его личную предрасположенность к конкретным видам деятельности с высоким конечным результатом. Часто такие способности, иначе называемые задатки, определяются генетикой, то есть передаются от кого-то из близких родственников, но могут и не наследоваться даже от самых талантливых родителей. Важно, как можно раньше заметить те способности, в которых ребенок опережает своих сверстников и вовремя начинать их развивать. В противном случае, они не получат своего развития и во взрослом возрасте будет уже намного меньше возможностей для их реализации.

Для лучшего понимания можно выделить две группы способностей:

  • природные или биологические – это те задатки, которые изначально заложены от рождения: скорость восприятия и память (то, насколько быстро ребенок учится новым навыкам), стрессоустойчивость и общительность, общая склонность к отдельным направлениям деятельности;
  • специфические – это задатки, которые можно развивать путем воздействия социальной среды через приобретение теоретических и практических знаний, вербальных и невербальных коммуникаций.

Специфические способности в свою очередь тоже можно разделить на две группы. Общие, которые помогают ребенку проявить себя в различных направлениях, определяя его способность к познанию окружающего мира через разные чувства, интерпретацию полученной информации через использование воображения и фантазии, организаторские способности. Их можно разделить на способности к познанию и возможности реализации полученных знаний на практике. Специальные — это задатки, определяющие склонность и результативность в узкоспециализированных видах деятельности: декоративно-прикладные (способности к живописи, лепке и т.п.), музыкальные (запоминание, воспроизведение или даже сочинение музыкальных произведений), математические (таланты в области точных наук), конструктивные (все способности технического плана, то есть хорошее понимание работы разнообразных механизмов, например, собирать башенки из кубиков или зверушек из конструктора) или гуманитарные (развитые ораторские и театральные способности, умение увлечь компанию и договариваться со сверстниками).

Что такое биологическая основа способностей?

Биологические или природные способности заложены на уровне генетической предрасположенности и существуют от рождения. На их базе формируются приобретенные способности. И невозможно точно предсказать, какое направление развития получат способности, имея одни и те же биологические задатки, можно получить весьма разные таланты, а можно и не получить ничего значительного.

В любом случае, необходимо отметить, что у тех детей, у которых быстрее развиваются способности к сравнению, обобщению и анализу, самостоятельное мышление стимулирует развитие сенсорных способностей, на базе которых развивается предрасположенность к творчеству. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, придумывать и населять мир своими идеями, придумывать сюжеты, переносить их на бумагу, создавать свои мелодии и многое другое.

Это же можно сказать и о серьезных творческих способностях. Развитие способностей у детей возможно с любого уровня, но они всегда будут отставать от тех, у кого присутствуют биологические задатки. Одаренные дети могут проявлять себя в таких направлениях как: рисование, декоративно-прикладное искусство, музыка и театрально-речевые способности. В их основе лежит хорошее сенсорное развитие, только гармоничное восприятие цвета, пропорций, звуков в сочетании с творческой фантазией способно создавать произведение искусства в любой области.

Необходимо отметить, что отдельные талантливые дети имеют способности настолько высокого уровня, что даже в возрасте 3-5 лет они превосходят профессионалов с большим опытом. Например, умеют производить математические вычисления высокой степени сложности без применения вычислительной техники, создают сложные музыкальные произведения или выигрывают шахматные партии. Здесь важно не зацикливаться на выявленном, пусть и феноменальном качестве, а уделить внимание всестороннему развитию. В частности, не развлекать окружающих, используя ребенка как калькулятор, а развивать математические способности в целом.

Как выявить способности дошкольника?

Современные исследования помогли специалистам выделить четыре способа выявления способностей ребенка:

  • наблюдение — даёт возможность сформировать общее впечатление о способностях, определить ключевые интересы и возможности;
  • игра — нужно обращать внимание, какую именно игру предпочитает ребенок и какую роль в ней исполняет;
  • совместные занятия — показывают возможности малыша в самых разных областях;
  • обращение к специалистам — преподавателям и психологам, которые с применением различных тестов могут выявить способности и потенциал их развития.

Согласно проведенным исследованиям, необходимо внешнее влияние на развитие способностей. Именно в дошкольном возрасте закладываются все модели и происходит систематизация базовых понятий.

Грамотный подход со стороны родителей и воспитателей укрепит наклонности и позволит их развить. Маленькие дети легко увлекаются всем новым, поэтому необходимо подобрать подходящие занятия для развития конкретных навыков. И весьма важно не упустить время, так как заложенные природой предпосылки раскрываются и развиваются только до определенного возраста, потом таких возможностей уже не будет и уникальные способности будут утрачены безвозвратно.

Что необходимо делать для развития способностей ребенка?

Специалисты считают, что самый продуктивный период для развития задатков, заложенных на биологическом уровне, это возраст от 2 до 6 лет. Именно в это время ребенок максимально воспринимает все новое и важно заложить основы будущего развития. Принципиально сформировать положительный опыт, то есть не ругать за неудачи, а поощрять исправление ошибок и радоваться достижениям.

С точки зрения психологии, современные педагоги исходят из следующих принципов:

  • поощрять увлечение детей спортом, танцами, пением, математическими задачками и многим другим;
  • играть с ним в развивающие игры;
  • давать возможность ребенку право выбора;
  • предоставить собственное место для занятий, где ребенок сможет уединиться и самостоятельно решить, чем ему заниматься.

Родители должны понимать, что всестороннее развитие формируется окружающей обстановкой, активным участием самих родителей, которые не должны проявлять агрессии и раздражения при нестандартном с их стороны поведении ребенка, а знакомить его со всевозможными видами направлений приложения его энергии и жажды познания окружающего мира.

Причем учёными была выявлена интересная тенденция. Творческие способности вначале выражаются в музыке, потом в способностях к рисованию, а позже в научных областях. Это можно использовать следующим образом: всем детям нравится двигаться, намного интереснее это делать под музыку, а из простейших движений можно создавать танец. Запомнить такие танцевальные композиции для маленького ребенка не составит труда, в отличие от большинства взрослых, им чаще не знакомо стеснение, а согласование своих движений с ритмом музыки поможет развить музыкальный слух.

Развивать творческие способности нужно по разным направлениям, а не сосредотачиваться на чём-то одном. Занятий множество: рисование, вырезание, лепка и множество других интересных возможностей получения творческого опыта. Будет ошибкой самому выполнять все задания, предоставьте детям возможность проявить себя.

Нужно принимать во внимание и спокойно относиться к детскому желанию понять окружающий мир. Задавая вопросы, он не только получает знания об окружающем мире, но и умственно развивается, учится общаться, применять теоретические знания на практике. Необходимо окружить ребенка соответствующими инструментами для творчества, например, если ребенку нравиться рисовать, то у него должны быть карандаши, краски, мел и бумага, но также должны присутствовать и другие наборы для творчества: пластилин, конструкторы.

Конечно, близкие родственники оказывают максимальное влияние на ребенка и могут помочь развить в нем множество талантов. В то же время для полного раскрытия задатков рекомендуется привлекать профессионалов, именно они знают, как полностью реализовать способности развития ребенка. Существует огромное количество кружков, студий, секций и других учреждений для дошкольников, которые обеспечат всестороннее развитие, а также помогут найти и развить конкретные способности, что будет способствовать успешному обучению и удачной социальной адаптации будущего члена общества.

Похожие записи:

Артикуляционная гимнастика для детей

Такой естественный для нас процесс, как речь, далеко не всем даётся в детстве легко и для того, чтобы ребенка хорошо понимали в будущем, необходима артикуляционная гимнастика. Чистое и четкое произношение, это серьезная работа и даже, если у вашего ребенка нет заметных проблем, такие упражнения для детей в возрасте от двух до семи лет полезны и могут быть весьма увлекательной игрой.

Почему дети неправильно произносят звуки

Одним из основных показателей уровня развития ребенка является его речь. Процесс изучения отдельных звуков, это последовательный процесс, так как не все звуки даются легко и сразу, и это нормально. Но если ребенок не может освоить отдельные звуки в старшем возрасте, это выступает показателем отклонений, называемых "нарушением звукопроизношения".

Запишись на бесплатное занятие в лучшую школу “Говори”!

Заполняя форму, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Viber +375 (44) 57-57-394