Заинтересованность определенными направлениями деятельности и способности ребенка проявляются достаточно рано. Уже в 2-3 года можно заметить отдельные способности детей дошкольного возраста. Развить эти направления можно самостоятельно или обратиться за помощью к профессионалам. Важно подавить в себе желание навязать ребенку свои интересы и «переделать» его под свои чаяния, а также избежать одностороннего развития.
Что такое творческие способности детей?
Творческие способности детей можно определить, как его личную предрасположенность к конкретным видам деятельности с высоким конечным результатом. Часто такие способности, иначе называемые задатки, определяются генетикой, то есть передаются от кого-то из близких родственников, но могут и не наследоваться даже от самых талантливых родителей. Важно, как можно раньше заметить те способности, в которых ребенок опережает своих сверстников и вовремя начинать их развивать. В противном случае, они не получат своего развития и во взрослом возрасте будет уже намного меньше возможностей для их реализации.
Для лучшего понимания можно выделить две группы способностей:
- природные или биологические – это те задатки, которые изначально заложены от рождения: скорость восприятия и память (то, насколько быстро ребенок учится новым навыкам), стрессоустойчивость и общительность, общая склонность к отдельным направлениям деятельности;
- специфические – это задатки, которые можно развивать путем воздействия социальной среды через приобретение теоретических и практических знаний, вербальных и невербальных коммуникаций.
Специфические способности в свою очередь тоже можно разделить на две группы. Общие, которые помогают ребенку проявить себя в различных направлениях, определяя его способность к познанию окружающего мира через разные чувства, интерпретацию полученной информации через использование воображения и фантазии, организаторские способности. Их можно разделить на способности к познанию и возможности реализации полученных знаний на практике. Специальные — это задатки, определяющие склонность и результативность в узкоспециализированных видах деятельности: декоративно-прикладные (способности к живописи, лепке и т.п.), музыкальные (запоминание, воспроизведение или даже сочинение музыкальных произведений), математические (таланты в области точных наук), конструктивные (все способности технического плана, то есть хорошее понимание работы разнообразных механизмов, например, собирать башенки из кубиков или зверушек из конструктора) или гуманитарные (развитые ораторские и театральные способности, умение увлечь компанию и договариваться со сверстниками).
Что такое биологическая основа способностей?
Биологические или природные способности заложены на уровне генетической предрасположенности и существуют от рождения. На их базе формируются приобретенные способности. И невозможно точно предсказать, какое направление развития получат способности, имея одни и те же биологические задатки, можно получить весьма разные таланты, а можно и не получить ничего значительного.
В любом случае, необходимо отметить, что у тех детей, у которых быстрее развиваются способности к сравнению, обобщению и анализу, самостоятельное мышление стимулирует развитие сенсорных способностей, на базе которых развивается предрасположенность к творчеству. Ребенок начинает самостоятельно размышлять, придумывать и населять мир своими идеями, придумывать сюжеты, переносить их на бумагу, создавать свои мелодии и многое другое.
Это же можно сказать и о серьезных творческих способностях. Развитие способностей у детей возможно с любого уровня, но они всегда будут отставать от тех, у кого присутствуют биологические задатки. Одаренные дети могут проявлять себя в таких направлениях как: рисование, декоративно-прикладное искусство, музыка и театрально-речевые способности. В их основе лежит хорошее сенсорное развитие, только гармоничное восприятие цвета, пропорций, звуков в сочетании с творческой фантазией способно создавать произведение искусства в любой области.
Необходимо отметить, что отдельные талантливые дети имеют способности настолько высокого уровня, что даже в возрасте 3-5 лет они превосходят профессионалов с большим опытом. Например, умеют производить математические вычисления высокой степени сложности без применения вычислительной техники, создают сложные музыкальные произведения или выигрывают шахматные партии. Здесь важно не зацикливаться на выявленном, пусть и феноменальном качестве, а уделить внимание всестороннему развитию. В частности, не развлекать окружающих, используя ребенка как калькулятор, а развивать математические способности в целом.
Как выявить способности дошкольника?
Современные исследования помогли специалистам выделить четыре способа выявления способностей ребенка:
- наблюдение — даёт возможность сформировать общее впечатление о способностях, определить ключевые интересы и возможности;
- игра — нужно обращать внимание, какую именно игру предпочитает ребенок и какую роль в ней исполняет;
- совместные занятия — показывают возможности малыша в самых разных областях;
- обращение к специалистам — преподавателям и психологам, которые с применением различных тестов могут выявить способности и потенциал их развития.
Согласно проведенным исследованиям, необходимо внешнее влияние на развитие способностей. Именно в дошкольном возрасте закладываются все модели и происходит систематизация базовых понятий.
Грамотный подход со стороны родителей и воспитателей укрепит наклонности и позволит их развить. Маленькие дети легко увлекаются всем новым, поэтому необходимо подобрать подходящие занятия для развития конкретных навыков. И весьма важно не упустить время, так как заложенные природой предпосылки раскрываются и развиваются только до определенного возраста, потом таких возможностей уже не будет и уникальные способности будут утрачены безвозвратно.
Что необходимо делать для развития способностей ребенка?
Специалисты считают, что самый продуктивный период для развития задатков, заложенных на биологическом уровне, это возраст от 2 до 6 лет. Именно в это время ребенок максимально воспринимает все новое и важно заложить основы будущего развития. Принципиально сформировать положительный опыт, то есть не ругать за неудачи, а поощрять исправление ошибок и радоваться достижениям.
С точки зрения психологии, современные педагоги исходят из следующих принципов:
- поощрять увлечение детей спортом, танцами, пением, математическими задачками и многим другим;
- играть с ним в развивающие игры;
- давать возможность ребенку право выбора;
- предоставить собственное место для занятий, где ребенок сможет уединиться и самостоятельно решить, чем ему заниматься.
Родители должны понимать, что всестороннее развитие формируется окружающей обстановкой, активным участием самих родителей, которые не должны проявлять агрессии и раздражения при нестандартном с их стороны поведении ребенка, а знакомить его со всевозможными видами направлений приложения его энергии и жажды познания окружающего мира.
Причем учёными была выявлена интересная тенденция. Творческие способности вначале выражаются в музыке, потом в способностях к рисованию, а позже в научных областях. Это можно использовать следующим образом: всем детям нравится двигаться, намного интереснее это делать под музыку, а из простейших движений можно создавать танец. Запомнить такие танцевальные композиции для маленького ребенка не составит труда, в отличие от большинства взрослых, им чаще не знакомо стеснение, а согласование своих движений с ритмом музыки поможет развить музыкальный слух.
Развивать творческие способности нужно по разным направлениям, а не сосредотачиваться на чём-то одном. Занятий множество: рисование, вырезание, лепка и множество других интересных возможностей получения творческого опыта. Будет ошибкой самому выполнять все задания, предоставьте детям возможность проявить себя.
Нужно принимать во внимание и спокойно относиться к детскому желанию понять окружающий мир. Задавая вопросы, он не только получает знания об окружающем мире, но и умственно развивается, учится общаться, применять теоретические знания на практике. Необходимо окружить ребенка соответствующими инструментами для творчества, например, если ребенку нравиться рисовать, то у него должны быть карандаши, краски, мел и бумага, но также должны присутствовать и другие наборы для творчества: пластилин, конструкторы.
Конечно, близкие родственники оказывают максимальное влияние на ребенка и могут помочь развить в нем множество талантов. В то же время для полного раскрытия задатков рекомендуется привлекать профессионалов, именно они знают, как полностью реализовать способности развития ребенка. Существует огромное количество кружков, студий, секций и других учреждений для дошкольников, которые обеспечат всестороннее развитие, а также помогут найти и развить конкретные способности, что будет способствовать успешному обучению и удачной социальной адаптации будущего члена общества.