Дети с различными недостатками произношения встречаются достаточно часто. Такие нарушения имеют различные источники и особенности проявления. Как правило, дети с нарушением речи — это имеющие отдельные физиологические или психические нарушения, мешающие взаимодействию с окружающими путем общения и других форм речевых коммуникаций.
Дети могут страдать следующими видами нарушения речи:
- дизартрия (нарушение произношения);
- дислалия (затруднения в произношении звуков при нормальном слухе);
- дислексия (сложность в распознавании отдельных букв);
- ОНР (нарушено формирование всех сторон произношения);
- задержка речевого развития;
- заикание;
- фонетико фонематическое недоразвитие речи (нарушены процессы в развитии речи из-за неверного восприятия звуков).
Статистика показывает, что около 40% детей имеют нарушения различной степени тяжести. Из них 15-25% с общим отставанием в развитии речевых способностей, которые имеют возможность полностью исправиться правильным воспитанием и обучением. Тяжелые нарушения, которые не позволяют приспособиться к обществу, встречаются в пределах 5% случаев. Также статистика свидетельствует, что около 12% населения, считая и детей, и взрослых имеют определенные пороки речи. Часть из них имеют отдельные отклонения психического развития и пороки, связанные с произношением, такие как заикание, неправильное произношение части звуков или слов и другие.
Есть четкие нормы развития детской речи, ориентируясь на которые можно своевременно определить отклонения и обратиться к специалистам. Систематическая работа с ребенком сможет нивелировать большинство проблем или полностью исправить недостатки. Но необходимо принимать во внимание, что для решения проблемы необходимы специалисты.
Особенности детей с нарушением речи
- Пороки у детей с нарушением речи могут иметь различную природу:
- нарушение произношения, связанное с проблемами в речевом аппарате;
- недоразвитая или полностью отсутствующая речь по причине нарушений в мозге;
- недостатки произношения, связанные с психологическими проблемами.
Нарушение произношения может выражаться в полном отсутствии или в неправильном темпе речи. Также это может быть заикание, в связи с судорожным сокращением мышц. Еще один, причем максимально распространённый вариант: неверное произношение отдельных звуков или искажение слов. Источник проблемы может быть в дыхательной системе или ЦНС, в результате, артикуляция становится невнятной, голос может быть совсем тихим или, напротив, визгливым, нарушен темп речи в сторону замедления или ускорения.
При поражении отдельных зон головного мозга или связей между ними, например, коры или других зон, речь полностью или частично утрачивается. Отсутствие отдельных связей или неправильно сформированные части структуры мозга приводят к невозможности воспринимать письменные тексты, соответственно, научиться читать и писать такой ребенок не может или ему это трудно.
Психологические проблемы выражаются от непонимания или невозможности произносить отдельные звуки до полного нарушения речевых и смысловых связей. В связи с психологической природой особенностей детей с нарушением речи, к ним необходим особый подход. Такие дети отличаются высокой эмоциональной неустойчивостью, что выражается в высокой возбудимости и нервозности. Кроме нарушений речи, у них могут отмечаться плохое физическое развитие и нарушение мелкой моторики, снижена память и выносливость.
В то же время многие из этих детей имеют хорошие интеллектуальные способности, они способны к обучению и при незначительных нарушениях речи. После определенной работы с такими детьми, они становятся способными проходить обучение в обычной школе и становиться ничем не выделяющимися членами коллектива.
Воспитание детей с нарушениями речи
- Родителям детей с проблемами речи целесообразно соблюдать определенные правила:
- помогать врачам и воспитателям, так как результат требует постоянных занятий, в которых главное, это длительность и систематичность (весьма способствует пение или декларирование стихов);
- необходимо учитывать особенности болезни, каждая из которых требует своего подхода, например, при заикании необходимо соблюдать режим, не давать ребенку много разговаривать, ограничивать влияние факторов, которые могут повлечь сильные эмоции, никому не говорить о недостатке, а уж тем более не демонстрировать заикание кому бы то ни было;
- необходимо способствовать дружеским отношениям с другими детьми и разговорной практике;
- нужно самим разговаривать с ним, замедляя свой темп речи, не повышать голос и запрещать всем передразнивать дефект;
- сдерживать активные игры, ограничивать просмотр и прослушивание страшных или агрессивных историй и сдерживать любые виды деятельностей, приводящие к переживаниям и потере спокойствия;
- требуется постоянная физическая нагрузка и закаливание организма.
Не все нарушения речи являются врожденными, дефект может быть приобретен в результате испуга или стресса от постоянного грубого отношения окружающих, итог — заикание. Но не только, такой приобретенный дефект может стать следствием «полезных занятий» с рано заговорившим ребенком, форсирование событий с активным разучиванием стихов и требованием показать свои способности на публике может стать причиной спазма неподготовленных связок.
Нужно аккуратно и серьезно относиться к вопросу воспитания детей с нарушениями речи. Если вы балуете ребенка, то для него станет стрессом любой запрет, а результатом станет дефект речи. Поэтому требования должны быть одинаковыми в любом возрасте и в любом месте.
Обучение детей с нарушением речи
Для таких детей нужны отдельные специалисты в сфере образования, готовые оказать помощь детям с дефектами произношения. Развивающий центр «Говори» подходит для детей с проблемами речи, где есть отдельные группы для разных возрастов.
С нарушениями, перечисленными выше, в развивающем центре работают специалисты, которые применяют занятия по исправлению речевых нарушений исключительно на игровой методике. Результат заметен уже через один месяц занятий. К отличительным особенностям можно отнести тот факт, что специалисты стараются максимально обеспечить детям свободную и игровую атмосферу, где не нужны статичные упражнения перед зеркалом. Ученики чувствуют себя на занятиях, как в увлекательном путешествии.
Стоит отметить, что прежде чем приступать к обучению, проводится бесплатная консультация с логопедом. Таким образом, специалисты могут продиагностировать все речевые дефекты и выстроить грамотный коррекционный путь до начала обучения детей с нарушением речи.
Этапы обучения будут зависеть от того, что именно необходимо корректировать. В любом случае, используется игровой подход и тяга детей к изучению нового. Множество заданий направлено на развитие творческих способностей, логики, памяти, общего физического развития и моторики детей с нарушениями речи.