Одно из самых важных событий в жизни ребенка — первое слово. Чаще всего, вначале слова получаются не слишком правильно, но для всех окружающих они звучат мило и часто смешно. Некоторые приходят к нему сразу после первых осознанных слов, но большинство откладывают визит до школы или считают, что все исправится само собой. Как же родителям понять, все ли идёт естественно и когда нужен логопед?
В каком случае нужно обращаться к логопеду?
В начале своей жизни ребенок произносит несложные звуки: «агу», «гу-гу» и тому подобные, это, по сути, первая речь малыша. К 6 месяцам он должен начать повторять более сложные сочетания гласных и согласных звуков, пытаясь передать звуки и ритм речи окружающих его людей, иначе говоря, «лепетать». К году ребенок учится простым словам из повторяющихся сочетаний гласных и согласных, например: ма-ма, па-па и так далее. Если всего этого не происходит, то явно есть какие-то нарушения, возможно не с речью, а со слухом, но в любом случае необходима консультация врача.
Обычно осознанная простая речь у ребенка должна появиться к 2, максимум 2,5 годам. Малыш должен выговаривать простые фразы, постепенно расширяя словарный запас. Если к этому возрасту он молчит или способен выговорить не более 10 слов, то ребёнку нужен логопед, так как ребенок отстает от нормы. Это в самом простом случае может сказаться на проблемах в общении со сверстниками, а если есть какие-то более серьезные проблемы с речевым аппаратом, то важно не упустить драгоценное время на исправление, а может быть и лечение. Специалист высокой квалификации знает, как активизировать желание ребенка говорить, сможет его заинтересовать и поможет вовремя обнаружить наличие серьезных отклонений.
У детей старше 4-х лет фонетическая система в идеале уже должна сформироваться полностью. В это время, кроме неправильного произношения, может появиться такой порок, как проглатывание звуков или слогов, проще говоря заикание. В некоторых случаях вопросы неправильной речи могут находиться в зоне ответственности нескольких врачей. В дополнение к логопеду, понадобятся психотерапевт, невропатолог, отоларинголог, ортодонт, сурдолог и некоторые другие.
В каком возрасте нужно ставить звуки?
Основные ориентиры, с какого возраста нужен логопед ребенку, рассмотрим ниже. Самый удачный возраст для развития речи и необходимых корректировок находится в промежутке между 2-м и 3-м годом жизни. И именно в это время ответственные родители впервые показывают ребенка детскому логопеду.
Отдельные звуки малыш начинает произносить раньше. Проще всего даются звуки А, О, Э, П, Б, М. Их часто можно услышать в детском лепете ещё до достижения года. Их называют «звуки раннего онтогенеза».
Следующий этап — это возраст от 2-х до 3-х лет. «Звуками среднего онтогенеза» являются И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Обычно на этом этапе серьезных проблем у детей не бывает.
Вопрос правильного произношения чаще всего подразумевает ошибки со «звуками позднего онтогенеза», которые входят в речь двумя этапами с 3-х до 5-и лет свистящие С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч звуки, а с 5-и до 6-и лет ребенок обычно пытается разобраться с самыми сложными Л и Р.
Необходимо понимать, что развитие речи происходит постепенно. Поэтому не стоит волноваться, если звук Р плохо даётся ребенку в 4 года. Обращаться к детскому логопеду стоит только, если этот звук не сможет произнести ребенок через год-два. Вышеприведенные возрастные группы помогут родителям чётче понять, каким детям нужен логопед, а когда переживать не стоит.
В чем польза логопеда?
В задачи логопеда входит: развитие голосовых функций при задержке речи, своевременная корректировка ошибок в произношении, обучение чтению и письму, что тренирует не только внимание, но и общие мыслительные способности, а также память ребенка. У логопедов существует определенная специализация, если ваш ребенок заикается, то с этой проблемой лучше справится логопед-дефектолог, который специализируется на исправлении звукопроизношения. Дефект может выражаться не только в удвоении, но и в отсутствии, замене или искажении отдельных звуков.
Работой логопеда будет включать множество направлений, в зависимости от конкретных недостатков или полного отсутствия речи:
- улучшение возможностей артикуляционного аппарата, включая тренировку мимики;
- развитие мышечного тонуса, общей и мелкой моторики;
- тренировка правильного дыхания для верных речевых функций;
- активизация развития словарного запаса;
- развитие внимательности, способности запоминать информацию, зрительных и слуховых ассоциаций.
Детский логопед должен владеть навыками детской психологии, чтобы суметь наладить с маленьким человеком хороший эмоциональный контакт. Ребенок должен ему доверять и в процессе учиться концентрировать внимание на отдельных предметах, выполнять простейшие инструкции. Помогают ускорить развитие речевых функций, как это не странно, тренировка общей моторики тела: движения головы и координация разных частей тела, развитие мелкой моторики рук: движения пальцами, кистью. В результате малыш учится контролировать свои движения в целом.
Важно научить правильно дышать, так как речь в огромной степени зависит от диафрагмального дыхания. Для развития темпа и ритма речи используются стихи и другие методики.
Существенно помочь может специальный массаж лица и мышц артикуляционного аппарата. Логопед проведет его сам и научит ребенка элементам самомассажа в игровой форме. Это поможет повысить тонус мышц и ускорит прогресс.
Таким образом, если ваш ребенок неправильно произносит звуки, путает окончания, плохо понимает вашу речь, не может составить предложение из отдельных слов или вообще молчит, то к детскому логопеду необходимо обращаться как можно скорее. Специалист знает, как исправить неправильное произношение или «разговорит» ребенка в обычных случаях, поможет с нарушениями речи, которые возникли под воздействием внешних факторов (стресс, результат механического вмешательства, например, операция и иных), подскажет, кому из врачей необходимо его показать.
Современный образ жизни требует от человека умения грамотно и красиво говорить. Чтобы ваш сын или дочь достигли успеха в жизни, чтобы у них не было проблем с общением со сверстниками в процессе учебы и в коллективе на рабочем месте, чтобы маленький человек не испытывал комплексов и полностью смог раскрыть свой творческий потенциал, вам необходимо не задерживать обращение к логопеду при выявлении малейших проблем, признаки которых указаны выше в настоящей статье.