Заниматься речевыми способностями детей нужно с раннего возраста. За образование звуков ответственен речевой аппарат, который нужно активно развивать. Правильная и четкая работа органов речи помогает в звукопроизношении. Способности детей дошкольного возраста у всех разные.
Существует мнение, что до 5 лет обращаться к логопеду не имеет смысла, так как ребенок только начал развитие, но это не так. Если родитель замечает, что чадо плохо произносит слова, то это уже повод показать его специалисту. Начать говорить малыш может с 1 года, он будет издавать звуки и несвязные слова.
Можно самостоятельно оценить речь ребенка, в 4 года он уже должен уметь произносить звуки “ц, с, з”. В 5 лет он владеет следующими звуками “г ,ж, к, х, ч, ш, щ”, и в 6 лет он может произносить “л, р”. Ближе к 7 годам дети должны выговаривать абсолютно все звуки. Также к этому возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас и уметь самостоятельно что-то рассказывать. Поэтому, неважно в каком возрасте вы заметили отклонения в речи, в любом случае нужно обратиться к логопеду.
Возрастные нормы
Для выявления речевых отклонений, специалисты рекомендуют обращать внимание на возрастные нормы. Рассмотрим их:
- до 6 месяцев малыш издает звуки (гуканье, лепет). Ребенок старается повторять слова за родителями;
- до 2-х лет он использует самые простые слова. В некоторых случаях составляет небольшие предложения из 2-3 слов;
- к 3 годам он хорошо понимает речь родителей и уже сам может составлять связные предложения;
- в 4 года он должен уметь склонять слова, использовать предлоги;
- в 6 лет дети могут рассказывать что-то, составлять текст, глядя на картинку. У них заметно увеличивается словарный запас;
- в 7 лет ребенок свободно разговаривает. Общается на любые темы со сверстниками или родителями.
В большинстве случаев, родителям можно ориентироваться на вышеперечисленные признаки. Но учитывайте, что некоторые дети развиваются медленнее или, наоборот, быстрее. Если вы заметили какие-либо проблемы с речью, то нужно обратиться за консультацией к специалисту.
Как настроить ребёнка на занятия?
Чтобы занятия с логопедом происходили более эффективно, родители тоже должны принимать в этом участие. Их задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка заниматься у специалиста. Одно из главных правил для мотивации детей — это похвала. После того, как родители одобрят успехи малыша, у него будет еще большее желание повторить это.
Конечно же, не стоит постоянно нахваливать малыша, критика тоже уместна и имеет место быть. Также у мотивации есть внутренняя и внешняя форма:
- внутренняя мотивация подталкивает человека совершить дело несмотря ни на что. Он так сильно увлечен им, что готов “горы свернуть”;
- внешняя мотивация исходит из поощрений родителей. Например, ребенок усердно занимается каким-либо делом и пытается выполнить его на отлично, потому что родители ему пообещали за это купить мороженое.
Поэтому родителям важно вызвать заинтересованность у детей. Также можно заниматься вместе с ними, чтобы они чувствовали вашу помощь и поддержку.
Важность развития мелкой моторики. Взаимосвязь моторики и речи
Мелкая моторика рук помогает оценить уровень развития детей. Родителям следует обращать внимание на то, как двигаются руки у малыша. Неправильные движения могут свидетельствовать о различных отклонениях. Центр речи и моторика напрямую связаны между собой, так как при активации одного участка в работу включается и второй.
Моторика отвечает за внимание малыша, его мышление, воображение и речь. Дети, у которых плохо развиты пальчики, могут иметь проблемы в школе из-за неумения правильно держать ручку и отсутствия внимания. Развивать моторику нужно начиная с раннего детства.
Мозг маленького ребенка настроен обучаться и владеть речью. Проводились исследования среди детей, у которых есть проблемы с произношением. Результаты показали, что все эти дети имеют некоторые проблемы с мелкой моторикой. Родителям нужно уделить внимание и этому аспекту.
Важность артикуляционной гимнастики
Движение и положение артикуляционных органов у детей оказывает влияние на их речь. К артикуляционным органам относятся губы, щеки, язык, челюсть. Гимнастика для таких органов имеет свои особенности:
- она укрепляет мышцы речевого аппарата;
- вырабатывает уклад, который помогает вызвать определенный звук;
- помогает быстро переходить от одного задания к другому.
Артикуляционная гимнастика — это базовая техника работы с детьми. Также она помогает и взрослым правильно произносить звуки и развить четкую дикцию. Гимнастика происходит следующим образом: логопед показывает ребенку упражнение, а тот пытается повторить его перед зеркалом.
Сегодня логопеды используют новые и интересные для детей техники гимнастики. Например, упражнения сочетаются со сказкотерапией или используется разный реквизит, который привлекает внимание детей.
Короткая уздечка. Влияние на произношение
Уздечка — это некая перегородка, которая соединяет язык и полость рта. У людей уздечка очень эластичная, она имеет свойство растягиваться. Но у некоторых она расположена близко к концу языка, именно эта аномалия затрудняет речь.
Маленькая уздечка обнаруживается еще на момент рождения. Если это явление мешает кормлению, то врачи сразу же обрезают ее. Но если уздечка не вызывает сложностей, то ее оставляют. Иногда она растет вместе с организмом и отлично растягивается.
У детей старшего дошкольного возраста короткая уздечка вызывает трудности в произношении шипящих и сонорных звуков. При обнаружении у малыша такой аномалии специалисты советуют обратиться к врачу. Консультацию может дать ортодонт или логопед, который проведет первичный осмотр и даст рекомендации.
Не всегда требуется хирургическое вмешательство. Сейчас опытные логопеды могут массажными техниками и специальными упражнениями придать уздечке эластичность.
Важность логопедического массажа
Помимо речевых техник существует еще одна не менее эффективная техника — логопедический массаж. Он помогает не только детям, но и взрослым. С его помощью приводятся в тонус мышцы щек, губ языка. Назначать такую процедуру может только врач, проведя детальный осмотр.
Особенности логопедического массажа:
- мышцы речевого аппарата приводятся в тонус;
- улучшается моторика;
- улучшается координация речевых органов;
- помогает скорректировать непроизвольные движения.
Массаж оказывает положительное влияние на весь организм в целом, улучшается кровообращение и повышается энергия. Его назначают людям после инсульта, при укороченной подъязычной связке, при гнусавости и при заикании. Не нужно рассчитывать, что один сеанс массажа полностью уберет дефект. Нужно пройти все процедуры, которые назначит врач.
Что входит в курс подготовки к школе
Готовить детей к школе нужно заранее, особое внимание нужно уделить речевым навыкам. Речевая деятельность играет огромную роль в успеваемости и активности школьника. Занятия дошкольников с логопедом помогут исправить недостатки произношения.
Речь — это один из главных инструментов общения между людьми. С помощью слов и звуков мы коммуницируем с другими. Дошкольникам важно иметь достаточный уровень, чтобы понимать учителя и отвечать на его вопросы.
Курсы нашего центра для детей включают в себя упражнения для развития речевых способностей. Специалисты утверждают, что занятия по речи для дошкольников нужно проводить еще в раннем возрасте. Поэтому родителям важно уделить внимание речи своего ребенка и качественно подготовить его к школе у специалиста, который обозначит темы логопедических занятий для дошкольников.